Ввиду своей внешности и небольшого размера японские хины часто занимают место игрушек в семьях, где у людей недостаточно опыта или квалификации в сфере воспитания собак. На самом деле, даже обыватель может научить свою собаку всему, что она в состоянии понять и усвоить в силу своей природной сообразительности и получить от процесса не только пользу, но и удовольствие.
Безусловно, существуют специфические отличия подхода к дрессуре собак разных пород, в связи с чем нет смысла учить щенка декоративной породы основам защитно-караульной службы или тонкостям охотничьего дела. Японский хин – прелестная собака-компаньон небольшого размера и большими способностями к обучению, готовая к реализации своего рабочего потенциала и демонстрации навыков везде, где только можно.
Инструменты для дрессировки щенка
В помощь обучению существует несколько методов, которые подбираются в зависимости от характера собаки, её возраста, образа жизни и взглядов хозяина на процесс дрессировки. Они могут применяться по одному, или в комплексе: правильность выбора определяется по динамике усвоения упражнений и настроению питомца.
Способы обучения:
· Механический: основан на тактильном контакте с собакой (рукой или с помощью поводка).
· Использование игры, как главного инструмента дрессировки: собака воспринимает процесс как забаву, включаясь в игру с хозяином.
· Пищевой метод, основанный на поощрении лакомством. Хорошо подходит питомцам с повышенным интересом к еде.
· Подражательный – срабатывает при работе в союзе с себе подобными. Щенки с удовольствием повторяют действия своих собратьев: порой достаточно выполнения команды другой собакой, чтобы щенок сделал так же.
· Комплексный подход – это сочетание любых перечисленных методов, по желанию инструктора.
Японские хины не всегда готовы выполнять уроки за еду, поэтому к своему питомцу нужно найти индивидуальный подход или сочетать разные способы.
Начальная школа, детали обучения
На начальном этапе щенкам проводят воспитательную дрессировку – комплекс упражнений, которые он должен освоить, чтобы понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Эти занятия можно считать ранней школой развития. Маленьким щенкам не обязательно безукоризненно и молниеносно выполнять команды: главное – выработать у них рефлекс на жесты и голосовые приказы, научить действиям, которые помогут им быть послушными и подготовить базу для дальнейшего обучения более сложным упражнениям.
Неопытных щенков начинают тренировать в квартире по следующим причинам:
1. В возрасте 2-3 месяцев собака не может выходить на улицу по причине карантина из-за вакцинации.
2. В домашней обстановке щенок быстрее освоит команды из-за ограниченного количества внешних раздражающих факторов (шум, чужие люди, другие животные).
3. Некоторые команды имеют отношение к среде, где живёт собака.
По мере подрастания щенка и усвоения им первичных упражнений дрессировку продолжают на прогулках.
«Место»
Эта команда необходима для того, чтобы выработать у щенка рефлекс занять одно место, если так удобно хозяину. Кроме того, домик или лежанка для отдыха должны ассоциироваться у собаки с безопасностью и покоем. Поэтому подстилку или домик заранее устанавливают в удобном уголке, где он не будет мешать окружающим.
Когда щенок засыпает, его относят в своё логово, гладят и говорят «место». Так делают раз за разом, пока собака не усвоит команду.
В более позднем возрасте «место» отрабатывается на улице, для чего щенок уже должен освоить сопутствующие этому упражнению навыки.
«Сидеть»
Эта команда – одна из самых простых для щенка. Она помогает успокоить маленького непоседу и является неотъемлемой частью более сложных упражнений, которые он будет изучать позднее.
Чтобы щенок сел, нужно занести руку с лакомством у него над головой, одновременно надавливая на крестец. Пёс запрокинет голову, чтобы достать угощение, а сделать это ему удобнее сидя. Одновременно с этими действиями повторяют «сидеть».
«Лежать»
«Лежать» — команда фиксации. Она удобна в разных бытовых ситуациях, включает у щенка механизм подчинения (не путать с унижением), а также является элементом более сложных упражнений. Для отработки навыка потребуются вкусняшки.
Упражнение выполняется из положения «сидеть». Одной рукой щенку подносят к полу лакомство, а другой прижимают его в районе холки так, чтобы он лёг. Повторяют «лежать». Когда пёс улёгся, его хвалят, дают вкусняшку и гладят. С каждым разом интервал между подачей команды и угощением увеличивают.
«Ко мне»
Одной из важнейших команд в жизни любой собаки является команда «ко мне», исполнение которой со временем должно быть доведено до автоматизма, что поможет уберечь питомца от многих неприятностей. Отработка команды построена на игре, что первостепенно в жизни каждого щенка, только и мечтающего, чтобы хозяин занимался этим с утра до вечера.
Щенка зовут по имени и повторяют «ко мне». Как только он подходит, дают лакомство, от души хвалят и ласкают. Со временем угощение можно убрать, а в качестве награды поиграть со щенком, что так же будет оценено.
Ещё одним действенным способом заставить подойти к себе щенка является «побег» от него. В такой ситуации у щенка включается азарт игры, и он будет догонять хозяина. В момент, когда щенок подбегает, команду повторяют.
Ошибки:
· Идти навстречу щенку – упражнение считается невыполненным.
· Ругать за неправильно выполненное упражнение (команда «ко мне» — это позитив в чистом виде).
· Ловить щенка, если он не завершил выполнение команды.
· Говорить «ко мне» в ситуации, связанной с последующими неприятностями (сделать укол, отругать за плохое поведение и так далее).
Идеальным выполнением команды считается, когда щенок подходит к хозяину, обходит его слева и садится у ноги.
«Фу»
«Фу» — команда категорического запрета на действия, недопустимые ни при каких условиях. Сюда входит подбирание еды и опасных вещей с пола и земли, прыжки на людей, драки с другими питомцами и всё то, что владелец сочтёт неприемлемым.
Если щенок совершает нежелательное действие, необходимо строго сказать «фу!» и переключить его внимание, поиграв с малышом или предложив ему игрушку. Вопрос также решается временным игнорированием собаки до того момента, пока она не успокоится (например, в случае, если щенок кусает за руки во время игры). Так работают с маленькими щенками, психика которых ещё не достаточно созрела, чтобы справиться со стрессом от более строгих форм управления (одергивание поводка или шлепок газеткой).
Это одна из самых сложных наук в жизни собаки, поскольку запрет на действия не сулит ей особенной радости и будет ассоциироваться с недовольством хозяина. Однако очень важно уже с раннего возраста научить собаку распознавать интонации в голосе хозяина, чтобы ей было проще усвоить команды полного запрета, отрабатываемые обычно на улице и уже не похожие на игру.
Это важно: щенок не вредит хозяину нарочно. Все проступки имеют для него определённый смысл и не правильно пытаться объяснить их с человеческой точки зрения и тем более применять физическое наказание.
«Дай»
Выработка этого навыка очень полезна для социализации щенка и принятия им правил расстановок в доме, где хозяин является лидером. Команду начинают отрабатывать с того момента, когда пёс впервые попытался отобрать что-то у человека (игрушку, одежду). Именно так щенки в стае устанавливают своё право на первенство, что позволит ему в дальнейшем стать добытчиком и с успехом продолжить свой род.
Когда щенок играет, нужно аккуратно забрать у него из пасти игрушку и сказать «дай». Когда цель достигнута, собаку хвалят и ласкают, однако не поощряют лакомством.
Команда «дай» применяется и в том случае, когда нужно отобрать у собаки еду, которая ему не предназначается (упавший со стола кусок или то, что валяется на улице и привлекательно для собаки). Чем раньше выработается рефлекс, тем лучше – с возрастом попытки доминировать становятся куда серьёзнее и расставить приоритеты становится сложнее.
То, насколько спокойно щенок позволяет владельцу лезть к нему пасть, говорит о доверии, а также будет полезным в ситуациях с чисткой зубов и осмотром судьёй при экспертизе.
Средняя школа, «выход в свет»
Для щенка очень полезно иметь базовые знания социализации и первичной дрессировки ещё до того, как он идёт на прогулку, где у него много соблазнов (не встречающих одобрения у хозяина), а также ситуаций, связанных с безопасностью. Первое время на прогулках щенку дают возможность адаптироваться в новой обстановке и научиться ходить в туалет, а уже потом приступают к обучению.
«Рядом»
Этот навык очень полезен для хина, поскольку его дыхательная система имеет особенности строения, несовместимые со сдавливанием горла, происходящим при натяжении ошейника. Щенок инстинктивно старается бежать впереди хозяина и «рвёт с поводка» туда, где ему интересно, что исключает обоюдное удовольствие от прогулки.
Начинать обучение можно и дома (и это удобно, поскольку собаке некуда убежать). Во время движения щенку командуют «рядом» (собака находится с левой стороны от хозяина) и подтягивают поводок или заинтересовывают лакомством. Этот навык отрабатывается в союзе с упражнением «сидеть», что и должен сделать питомец при остановке хозяина. Как только движение заканчивается, следует команда «сидеть» (надавить на крестец, дать лакомство – тут щенок вспомнит, чему его учили дома), при продолжении движения опять даётся посыл «рядом». Когда рефлекс закрепится, щенок будет спокойно двигаться рядом с хозяином и садиться всякий раз, когда тот останавливается.
Внимание: японским хинам противопоказаны слишком резкие рывки поводком – это может привести к удушью. Для них более приемлема форма обучения, построенная на заинтересованности лакомством и похвале.
«Фу» — продолжение следует
Выработка этого навыка крайне важна и на прогулках, где щенка поджидают «заманчивые» предметы в виде падали, остатков еды или собачьих экскрементов. Для собаки поедание таких вещей является естественным процессом, при котором они не испытывают брезгливости – это всего лишь «еда про запас» и «я познаю мир», однако, итог может быть и печальным.
Проходя с питомцем мимо объекта, вызвавшего у собаки повышенный интерес (можно специально подложить вкусняшку), при попытке подобрать этот предмет следует скомандовать «фу», одёрнуть поводок и продолжить движение. Можно попробовать сочетание команд «фу» и «сидеть», что часто сбивает с толку маленького шкоду, и он забывает о своих недавних намерениях.
Это нужно запомнить:
· Команда «фу» означает абсолютный запрет. Недопустимо сначала запретить действие, а после его разрешить.
· Навык отрабатывается по схеме: команда, рывок поводком. Если пёс послушался голоса, поводок тянуть не нужно.
· Обучение должно быть постепенным, дозированным, без перегрузки нервной системы щенка.
· Для начала лучше исключить наличие в поле зрения щенка других собак и людей.
· Лакомство собаке дают только за выполнение «сопровождающих» команд («ко мне», «рядом», «сидеть»).
В настоящее время существуют и другие способы отработки команды запрета, построенные на бесконтактном действии. Схема обучения такова:
1. Щенку предлагается лакомство на ладони, говорится «на». Это разрешённая еда, и щенок её съедает. Повторить 2-3 раза.
2. Во второй руке даётся вкусняшка того же вида, и при попытке собаки её съесть нужно зажать кулак и сказать «фу», слегка оттолкнув её морду.
3. Опять даётся разрешённый кусочек в другой руке, а потом – запрещённый.
4. Схема повторяется несколько раз. За выполненный урок щенка хвалят, однако не поощряют кормом.
После того, как щенок усвоил суть команды, схему усложняют и «запрещённые» кусочки кладутся на землю. К этому этапу переходят после того, как собака полностью усвоила предыдущий урок.
Стандартный комплекс упражнений для щенка – это «подушка» его безопасности. Существуют и другие занятия по воспитанию собаки, дающие возможность сделать её мир ярче и интереснее, позволяющие направить энергию питомца в «созидательное русло», что в конечном итоге пойдёт на пользу как собаке, так и её окружению.